Основные принципы организации технического обслуживания (ТО) медицинской техники
Необходимость ТО диктуется простой истиной: «Ничто не вечно под луной»
- М.П.Белявский, главный метролог Московской Гормедтехники
Для технических устройств есть два вида причин, вызывающих «негодность»:
- износ, старение, расход
- перегрузка, скрытые дефекты изготовления, внешние воздействия.
С первыми бороться невозможно (в готовом изделии), но можно предсказать, с определенной достоверностью, временные промежутки, в конце которых причины достигнут критических значений, приводящих к неприятностям. На этом основана профилактика – предупреждение неприятностей.
Со вторыми бороться невозможно (в готовом изделии) их можно пытаться исключить при разработке и изготовлении, но не с абсолютной 100% уверенностью.
В процессе эксплуатации надо просто чинить или менять то, что сломалось, когда это будет замечено. На этом основан текущий (заявочный) ремонт – «з
аметили-устранили».
Здесь не зря подчеркнуто «в готовом изделии», т.к. эксплуатация занимается готовым изделием и в стадиях разработки и изготовления вмешиваться практически не может.
При разработке и изготовлении со всеми этими причинами бороться можно и нужно, но это отдельные задачи - не эксплуатации.
Таким образом понятно, что ТО необходимо и сводится к предупреждению и (или) устранению неприятностей, возникающих при использовании технических устройств.
Чтобы это сделать надо:
- знать, как ломается конкретная техника;
- иметь кадры, которые умеют ее диагностировать и чинить;
- иметь место и оборудование, позволяющее это делать;
- иметь (или иметь возможность быстро получить) запчасти;
- иметь деньги, чтобы оплатить все сказанное выше.
Кроме того, все это надо организовать (построить систему) так, чтобы изделие было готово к работе в нужный момент, не ломалось в момент использования, а уж если сломалось, то было бы починено быстро (чтобы пациент не успел умереть, или уйти к конкуренту) – т.е. чтобы изделие было
надежно.
Если на основании сказанного выше следует, что обеспечение надежности – основная проблема эксплуатации МТ, то, очевидно, что эта проблема должна быть решена по возможности полно и с минимальными затратами.
Можно выделить два периода существования изделия:
– период приработки, появление которого обусловлено наличием грубых скрытых дефектов изготовления, проявляющихся в начале эксплуатации и вызывающих повышенную интенсивность отказов. Это вина (беда) изготовителя, которую он «искупает», вводя гарантийный срок, который должен быть не менее периода приработки (обычно < 6 мес).
Увеличение гарантийного срока – обычно рекламный ход, т.к. вызывает у потребителя ощущение «безопасности» – ложное, так как потребитель обычно не может доказать, что он за это время ни разу не нарушил правил эксплуатации и не является, таким образом, виновником отказа. Если же увеличение гарантийного срока не реклама – то это признание изготовителем крайне низкого качества изготовления изделия – у него завышена продолжительность периода приработки;
- период нормальной эксплуатации – когда интенсивность отказов приемлема и потребитель справляется с устранением возникающих изредка отказов за счет технического обслуживания.
Одним из распространенных методов повышения надежности является резервирование. Если можно в системе иметь запасное изделие (например, компрессор в стоматологическом рабочем месте), то вероятность того, что хотя бы один из них будет работать увеличивается существенно.
Эти же рассуждения о пользе резерва можно отнести и к ремонто-пригодности – наличие или лёгкая доступность запчастей уменьшает продолжительность ремонта, а, следовательно, увеличивает коэффициент использования и надёжность изделия.
Надежность – свойство изделия быть готовым к работе в нужный момент и работать в течение заданного времени.
Вообще, повышение надежности системы можно обеспечить только путем введения избыточности. Беда в том, что это бывает далеко не просто, тем более, что дорого стоит. Правда ненадежность часто обходится существенно дороже.
Для определения интервалов между профилактиками или (и) между периодическими контролями состояния, перечней наиболее расходуемых наименований запчастей и агрегатов и минимальных их запасов необходим учет и последующий статистический анализ результатов эксплуатации.
Состав технического обслуживания
Вопрос состава очень важен. Закон о лицензировании, определив необходимость лицензирования деятельности по ТО МТ, не раскрыл содержания этого понятия. В результате устоявшееся понятие ТО, как планового обслуживания с целью предотвращения отказов (постепенных) приведет к тому, что только на этот вид деятельности будет требоваться лицензия, тогда как гарантийное обслуживание, ремонт, контроль технического состояния и т. п. – будут проводиться лицами (юридическими и физическими), не имеющими лицензий. Это плохо.
По нашему мнению, ТО должно охватывать все периоды эксплуатации, начиная от проектирования размещения оборудования до его списания.
Конкретное содержание каждого вида технического обслуживания определяется сопроводительной документацией на изделия и технологической документацией юридического или физического лица, проводящего техническое обслуживание. Необходимо учитывать условия и интенсивность эксплуатации и иные особенности конкретного применения изделия.
Организация ТО в постгарантийный период эксплуатации
Несомненно, что создание в каждом учреждении собственной технической службы, которая смогла бы обслуживать все используемое оборудование – не реально, (исключение могут составить крупные больницы и исследовательские институты).
Видимо, необходимы схемы организации ТО, позволяющие привлекать подрядчиков, при этом, маловероятно, что найдется подрядчик, который сможет качественно обслужить все типы применяемого оборудования.
Реальный ход развития системы ТО в медучреждении таков:
1. Находят «грамотного специалиста», который берется за 200 у.е./мес. сделать «все о’кей». Через год убеждаются, что это плохо.
2. Понимают, что дешево не будет. Нанимают инженера по оборудованию за 100 у.е./мес. И дают ему лимит 10000 у.е. для заключения договоров. Инженер «пишет в уме» 10% отката и ищет тех, кто ему его даст. Через год получается предыдущий результат.
3. Далее идет многократная реорганизация с усложнением процедуры выбора подрядчиков и попытки планирования расходов на ТО. Постепенно участники процесса понимают, что организация ТО включает множество задач.
Перечень и содержание их позволяют сделать заключение, что решение не под силу в одиночку даже самому крупному медицинскому учреждению. Видимо эти задачи возможно решить только на региональном уровне.
Медицинские учреждения должны функционировать, и отвечает за это региональная власть и ее государственный орган управления здравоохранением.
Идеальным решением было бы создание конкурентного рынка негосударственных предприятий, ведущих ТО под государственным контролем и надзором. Однако это дело непростое и небыстрое.
Создание конкурентной рыночной среды - процесс эволюционный и как всякая эволюция – медленно текущий и сопровождающийся гибелью «неудачных» структур и «тупиковых» направлений. Попытки вмешаться и ускорить эволюционный процесс, далеко не всегда удачны, особенно радикальные.
Тем не менее, Московский Департамент здравоохранения решил предпринять попытку построить региональную систему организации ТО медицинской техники. Для этого предлагается данная схема.
Возможности, возникающие при реализации этой структурной схемы:
1. Создание конкурентного поля услуг по ТО МТ между ГУП «Гормедтехника» и множеством организаций, как правило, негосударственных, претендующих на участие в рынке ТО МТ. Гарантией конкурентности на этом поле служит распределение подрядов по тендерной схеме. Элементом, тормозящим рост цен, является наличие на рынке услуг государственного аппарата ГУП «Гормедтехника», цены на услуги которого утверждаются Департаментом здравоохранения г. Москвы на основе анализа себестоимости и не допускают образования сверхприбылей за счет высокой рентабельности. Образование цен в этом случае – по затратному принципу - на базе себестоимости. Однако этот недостаток не может быть определяющим, т.к. нет монопольных цен. На рынке присутствуют негосударственные предприятия, которые в конкурентной борьбе за сбыт услуг минимизируют трудоемкость ТО.
2. Четкая организация контроля и надзора, обеспечивающая глубину обратной связи в системе и наличие контактов и согласованных планов работ с государственными контролирующими органами (ГСЭН, Орган лицензирования, Госстандарт), что позволяет свести к минимуму количество проверок в порядке надзора.
3. Возможность создания в ГУП «Гормедтехника» единой компьютерной базы учета наличия и состояния медицинской техники, эксплуатируемой в медицинских учреждениях. Это дает возможность рационализации размещения МТ и исключение неоправданного разнообразия типов МТ при комплектации парка.
4. В структурной схеме присутствуют все элементы системы, что позволяет предположить ее эффективность и жизнеспособность
В схеме предусмотрены:
- блок выработки управляющих команд – Департамент здравоохранения г.Москвы – ГУП «Гормедтехника».
- блок исполнения команд – множество фирм, ведущих ТО МТ и производственная часть ГУП «Гормедтехника».
- блок контроля и анализа – госнадзор за качеством МТ; контроль состояния МТ; ГСЭН; лицензирующий орган; Ростест-Москва Госстандарта РФ.
|