|
Дизайн таблетки: прихоть или объективная необходимость?
В настоящее время наиболее популярным видом выпускаемых лекарственных форм является таблетка. Это обусловлено рядом её преимуществ. Удобство применения, компактность, индивидуальная упаковка, малый объем, возможность маскировки неприятного запаха и вкуса, точность дозировки, удобство хранения и транспортировки - вот далеко не полный перечень достоинств, которые присущи именно таблетированной форме.
Получение таблетки – это сложный трудоемкий процесс, состоящий из нескольких технологических этапов, каждый из которых очень важен, так как таблетка должна соответствовать ряду предъявляемых нормативными документами требований (внешний вид, прочность, средняя масса, распадаемость, растворение, прочность на истирание и др.). Мы хотели бы подробнее остановиться на одном из них – выборе формы.
На фармацевтическом рынке в основном преобладают круглые формы таблеток с различным профилем. Но в последнее время производители все чаще используют на таблетках отличительные знаки, либо выбирают другие формы таблеток. Одной из причин появления таблеток с логотипом и таблеток некруглой формы является желание производителя выделить свой товар, сделать его узнаваемым на рынке, а также защитить продукт от подделок, к сожалению, столь распространенных на рынке.
Как же может форма таблетки повлиять на качество готового продукта?
Для всех без исключения таблеток очень важны выбор дизайна и его правильное исполнение. Ошибочный выбор формы и профиля таблетки зачастую сказывается на качестве. Сколы на таблетках, налипание, повреждение таблетки при ее выбросе, вызванное неправильной ориентацией наконечника относительно ключа для некруглых таблеток, большое отклонение от средней массы таблетки (для мультиштырьковых пуансонов), сложности при упаковке, при покрытии оболочкой – вот основные проявления некачественного продукта. Кроме того, неправильный выбор формы и профиля таблетки приводит к преждевременному износу пресс-инструмента.
При выборе формы таблетки важно не только понимать ее фармацевтическую функцию, но и по-новому, креативно подходить к разработке ее дизайна.
Воображение дизайнера может подсказать любую форму: помимо традиционной круглой и капсулообразной («облонг») таблетка может быть овальной, в форме эллипса, квадратной, многоугольной и т. п. Таким образом, можно использовать разные геометрические формы, чтобы придать таблетке брендовое своеобразие.
Часто при выборе формы таблетки учитывается заболевание – например, для медикаментов, предназначенных для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, изготавливают таблетки в форме сердца. Кроме того, таблетки бывают ориентированы на определенного потребителя: так, таблетки для детей изготавливают в форме животных или фруктов (
см. рис. 1), таблетки для людей с деформированными от артрита пальцами – с использованием специального наклонного профиля.
Форма таблетки является важным параметром с точки зрения ее функциональности – для упрощения процесса упаковки, ориентации таблетки при нанесении логотипа, а также удобства применения. Использование риски на поверхности таблетки позволяет разделить таблетку на более мелкие контролируемые дозы: одна риска для разделения таблетки на две части, две – для разделения на четыре части (4-секционная риска). Возможно также применение риски особой формы, если необходимо разломить таблетку нажатием пальца, что очень удобно для таблеток малого размера.
Профиль таблетки важен при нанесении на таблетку пленочного или сахарного покрытия. Его можно менять для увеличения либо уменьшения поверхности таблетки, что может быть важно для достижения необходимой распадаемости или контролируемого высвобождения активных составляющих таблетки.
Логотип или изображение, нанесенные непосредственно на таблетку при таблетировании или с помощью принтования на покрытии таблетки, – еще один способ, позволяющий придать узнаваемость бренду. Можно использовать образы и рисунки, машиночитаемые коды и знаки защиты от подделки, что очень актуально для данной индустрии.
Нанесение рельефа на пуансоны – это достаточно специализированная сфера, требующая внимания и опыта для обеспечения оптимального исполнения. Производитель пресс-инструмента проконсультирует, как подобрать наилучший символ, стиль и размер шрифта, для того чтобы при производстве таблеток избежать таких проблем, как сколы, расслаивание, а при нанесении покрытия – вспучивания, пустот и эрозии внутренней части покрытия и т. д. От качества и профессионализма нанесения рельефа зависят также прочность и срок службы пресс-инструмента.
Не стоит забывать и про упаковку таблеток. На сегодняшний день существует огромное количество ее видов – блистерные, диспенсерные, специальные для приема по схеме и т. п. Вопросам упаковки следует уделять внимание на стадии разработки дизайна, так как это позволит в дальнейшем упаковывать таблетки без каких-либо проблем, а также повысить производительность блистерных машин.
Важно затронуть и экономическую сторону вопроса, так как дизайн таблетки является одним из компонентов, обеспечивающих эффективность маркетинговой и рекламной стратегий, разрабатываемых в отношении продукта, позволяя наделить продукт отличительными особенностями, по которым его легко идентифицировать в ряду аналогичных и которые влияют на лояльность потребителя бренду.
Используя современные системы CAD/CAM, FEA, производитель пресс-инструмента может быстро и точно создать двухмерные чертежи, а также трехмерные модели таблеток, определить критические зоны, подверженные большим нагрузкам, рассчитать допустимое усилие прессования (
см. рис. 2), что важно при разработке состава таблетки. Также это дает возможность наглядной консультации технологов при выборе оптимальной формы и профиля таблетки для утверждения маркетинговым и производственным отделами перед началом дорогостоящего производства опытной партии продукта.
Наиболее важным условием для обеспечения формы таблетки является качество изготовления пресс-инструмента. Так, например, использование исключительно глянцевой поверхности рабочей части пуансона определяет внешний вид таблетки и при этом позволяет избежать налипания продукта на наконечник пуансона. Поэтому при выборе поставщика необходимо учитывать опыт производителя, его глубокое понимание особенностей индустрии и специфики ее продукции.
Дизайн таблетки, используемый пресс-инструмент и его техническое обслуживание непосредственно отражаются на качестве произведенной таблетки, и именно поэтому к пресс-инструменту необходимо относиться не просто как к расходному материалу, а как к важной инвестиции в продукт. При этом получение пресс-инструмента, изготовленного из высокосортных сталей с улучшенными характеристиками, с минимальными допусками и тонкой полировкой, – это лишь одна сторона вопроса.
Необходимо периодически производить оценку пресс-инструмента, контролировать, насколько последовательно и точно производятся таблетки. Надлежащее текущее техническое обслуживание пресс-инструмента, включающее очистку, полировку, замеры и мониторинг, а также безопасное и надежное хранение инструмента с использованием специальных систем, позволяют продлить срок службы пресс-оборудования и обеспечивают его самоокупаемость.
Компания I HOLLAND Ltd. является ведущим мировым производителем пресс-инструмента для таблетировочных прессов на протяжении 60 лет.
Огромный накопленный опыт, использование новейшего оборудования и технологий позволяют изготавливать пресс-инструмент любой формы для любых типов таблетировочных прессов, основные из которых: Fette, IMA, Korsch, Kilian, Hata, Courtroy, Kikusui, Manesty, Stokes, Ronchi и др. Служба дизайна таблеток компании использует новейшее программное обеспечение трехмерной системы автоматизированного проектирования (3D CAD).
Кроме того, компания I Holland Ltd предлагает полную гамму продуктов для очистки, технического обслуживания и хранения пресс-инструмента, включая обучающие видео материалы и инструкции по эксплуатации, уходу и хранению, а также оборудование для проведения валидации пресс-инструмента.
|
|